Переходя к структурным проблемам российского миротворчества и возможных путях их преодоления необходимо прежде всего обратить внимание на актуальные вопросы, связанные с миротворчеством, которые не могут не вызывать обеспокоенности у российских ветеранов.

1. РФ не имеет такого доктринального документа как «Национальная концепция миротворческой деятельности». Представляется целесообразным такой документ разработать и утвердить, приняв его за основу формирования целенаправленной миротворческой политики, в том числе с целью укрепления позиций РФ как государства-основателя и постоянного члена Совета безопасности ООН.

2. В РФ не существует межведомственного органа, координирующего и направляющего внешнеполитическую деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством под эгидой ООН и региональных организаций. Видится необходимым создание такого органа, возможно, в структуре или под патронажем Администрации Президента РФ или Совета Безопасности РФ. Здесь же необходимо отметить, что нет и базового научного органа или координационного научного органа по исследованию миротворческий проблем.

3. Система возмещения финансовых затрат силовым ведомствам РФ на подготовку и направление миротворцев (в т.ч. воинских и полицейских контингентов) требует пересмотра. На примере Минобороны РФ можно констатировать, что существующая система возмещения финансов сводит заинтересованность самого министерства к затрате ресурсов на подготовку специалистов практически к нулевой.

4. РФ самоустранилась от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях ООН.

Справочно: согласно официальной статистике ООН за январь 2019 г., РФ занимает 68-е место (из 124) среди стран, поставляющих воинские контингенты для миротворческих миссий ООН и 7 место по военным наблюдателям: полицейские - 39, военные наблюдатели - 38, офицеры штаба - 7. направлено 14 женщин ( 10 полицейских и 4 военных наблюдателя.

Участие российских воинских контингентов прекращено с апреля 2012 г., после вывода РАГ из Миссии ООН в Республике Южный Судан.

Представительство российских военных экспертов (наблюдателей) в миссиях ООН критически низкое, а в политические миссии ООН российские военнослужащие (военные наблюдатели, офицеры связи, взаимодействия и военные советники) не направляются.

5. Ветераны (бывшие участники) миротворческих операций (миссий) ООН, направляемые от РФ, не имеют какого-либо официального (законодательно определенного) статуса. Отсутствие подобного статуса нивелирует престиж этой деятельности, что влечет низкий уровень заинтересованности к ней среди офицеров силовых ведомств РФ. Требования к уровню подготовки специалистов данного профиля справедливо высоки, однако мотивация к тому, чтобы заниматься этим, у офицеров предельно низкая. Предлагается определить и утвердить статус «Участник миротворческой операции» (ветеран-миротворец) и разработать систему социальной поддержки ветеранов миротворчества.

Для сравнения интересно отметить, что в армии США существует статус американских и иностранных медалей, куда относятся и миротворческие медали. В ВС РФ нет статуса медали ООН «На службе мира», поэтому многие командиры негативно относятся к размещению на форме этих медалей или планок.

6. До сих пор в РФ не учрежден официальный профессиональный праздник – «День российских миротворцев» - который может отмечаться 25 ноября - день включения первой группы советских офицеров в состав ОНВУП в 1973 году.

В 2016 г. общественными организациями и государственными органами предпринимались большие усилия для решения этого вопроса Проект соответствующего Указа Президента РФ прошел общественные слушания и юридическую экспертизу. Предлагается довести этот вопрос до логического завершения.

7. Вопросы финансового стимулирования и кадровой политики в отношении участников миротворческой деятельности в РФ не решены. Зачастую, это является поводом всевозможных спекуляций со стороны пристрастных (в т.ч. начальствующих) лиц, считающих миротворческую деятельность не более чем «оплаченным из чужого кармана отдыхом за рубежом». Самих офицеров (имеющих при этом высокий уровень профессиональной компетенции), выезжавших в Миссии вместо поощрения зачастую предпочитают ущемлять в вопросах возможного карьерного роста.

Несправедливой является система финансового обеспечения участников миротворческих миссий (операций) как в период прохождения действительной службы (на примере Минобороны РФ), так и при расчете пенсионного обеспечения при увольнении в запас.

Усматривается необходимость проработки данных проблемных вопросов на межведомственном уровне.

8. Вызывает озабоченность состояние дел (как на внутреннем, так и на международном уровне) с Российским курсом по подготовке военных наблюдателей ООН (RUSUNMOC), до сих пор не имеющим аккредитации ООН.

Справочно: За период с 1996 по 2009 г. на курсе RUSUNMOC в г. Солнечногорск Московской обл. было подготовлено 202 иностранных в/сл. С момента возобновления деятельности курса в г. Наро-Фоминск Московской обл. в 2011 г., обучение на нем прошли всего 10 иностранных офицеров.

Возможными причинами сложившейся ситуации стали непродуманная «оптимизация» самого курса и его учебно-материальной базы, преподавательского состава в рамках реформирования Министерства обороны РФ, недостаточная работа министерства по привлечению иностранных в/сл на обучение по данному профилю. Для Минобороны подготовка специалистов данного профиля имеет сомнительную приоритетность. Требуется пересмотр подходов к формированию облика специалиста миротворческой деятельности, прошедшего подготовку в России. Обязательным условием должно являться создание постоянного штата специалистов (Межведомственного Центра по подготовке миротворцев, действующего под общим руководством МИД России) для подготовки по нескольким специальностям и минимизация административно-командной «прослойки» между Центром и заинтересованными министерствами и ведомствами РФ. Нашей Межрегиональной общественной организацией ветеранов миротворческих миссий ООН подготовлены конкретные предложения для совершенствования данного проблемного аспекта.

9. Отсутствует надлежащий подход к медицинскому обеспечению и реабилитации военных экспертов (наблюдателей) и систем социальной поддержки их семей в период служебных командировок. Требуется переработать систему медицинского обеспечения и реабилитации участников миротворческих миссий (операций) с учетом специфики психологической обстановки и заболеваний, характерных для регионов, в которых они проходят службу, а также проработать вопрос социальной и психологической поддержки семей персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях/миссиях.

10. Полностью отсутствуют факты направления представителей Министерства обороны РФ из числа высшего командного состава на руководящие (руководство отделами и службами миссий) и высшие руководящие (руководство миссий в целом) должности в миссиях (операциях) ООН. Целесообразно, на наш взгляд, коренным образом изменить отношение (в первую очередь государственного руководства) к данному вопросу.

11. Отсутствует государственная поддержка военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в духе миротворчества на базе педагогической технологии, обеспечившей создание и развитие Межрегионального Движения юных миротворцев и школ мира (ДЮМ) в 1998-2019 гг. Опыт многолетней активной деятельности ДЮМ, как добровольческого проекта, не имеющего строки финансирования ни в федеральном, ни в региональном или местном бюджете, свидетельствует о востребованности миротворчества, как объединяющей силы, консолидирующей современную молодежь на решение задач социального и нравственного развития. К сожалению, приходится констатировать, что накопленный опыт работы ДЮМ, используемый в Беларуси, на Украине и в других странах, не востребован системой образования России. Несомненной является необходимость применения положительной практики ДЮМ в интересах патриотического воспитания подрастающего поколения. Предлагаем создать рабочую группу из представителей Российского движения школьников и ДЮМ для разработки проекта по внедрению опыта работы воспитанию юных миротворцев в систему образования России.

12. В целях пропаганды положительного образа российского миротворца было бы целесообразно открыть на базе парка «Патриот» выставку под названием «Миротворцы России: опыт и новые возможности», на основе экспонатов, собранных Музеем миротворческих операций, и концепции выставки, одобренной ветеранскими организациями российских миротворцев.

13. В сентябре 2015 года был опубликован доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Будущее миротворческих операций ООН: выполнение рекомендаций Независимой группы высокого уровня по миротворческим операциям». В этом докладе он высказал мысль о создании Сил быстрого реагирования ООН (СБР ООН) на постоянной основе для оперативного решения возникающих проблем по решению СБ ООН. Ведь для того чтобы развернуть миссию, обычно уходит около шести месяцев после принятия решения. Если же ООН будет иметь собственный «спецназ», то это резко улучшит современное положение дел в миротворчестве ООН.

В практической плоскости решение этого вопроса затормозилось. В этой связи у России был шанс выйти на передовые рубежи современного миротворчества. Россия могла бы выступить с поддержкой инициативы Пан Ги Муна и предложить создание будущих Сил быстрого реагирования ООН на базе 15-й миротворческой бригады или хотя бы предложить использовать 15-ю бригаду и подразделения ВДВ, проходящие боевую подготовку по программе миротворчества, при создании СБР ООН.

Кроме того, рассматривается идея создания постоянного резерва, однако держать в постоянной готовности силы в составе нескольких тысяч человек будет дорого. И здесь у России появляется второй шанс предложить свою 15-ю миротворческую бригаду, которая имеет специалистов и проходит ежедневную подготовку по курсу миротворчества. Их не надо учить, как разворачивать блокпосты, сопровождать грузы, сопровождать конвой, проводить мониторинг ситуации и т.д. Получив приказ о вхождении в состав миротворческих сил ООН, вся бригада или ее отдельные подразделения могут быть доставлены в нужную точку и развернуты в кратчайшие сроки. Никакой дополнительной подготовки нашим бойцам не требуется, да и финансируем мы содержание этой бригады на постоянной основе сами.

14. В начале сентября 2016 года в Лондоне прошла конференция министров обороны стран, принимающих участие в миротворческих операциях. На конференции были представлены 80 стран. Россия экспертов на эту конференцию не прислала, хотя там обсуждались такие важные вопросы, как усовершенствование механизмов планирования миротворческих операций и пути повышения эффективности этих операций. Следующая министерская конференция состоялась в конце октября 2016 года в Париже, на которой присутствовал лишь советник-посланник нашего посольства во Франции А.И. Студенников. А в ноябре 2017 года прошла очередная конференция на министерском уровне в Канаде (Ванкувер) осталась опять без должного внимания со стороны России.

Россия, как активный участник миротворческой деятельности ООН, должна не только отслеживать эволюцию миротворчества, но и активно участвовать в процессе обмена опытом и разработки новых идей. Без участия наших представителей в международных конференциях это вряд ли возможно.

Во втором квартале 2019 г. в штаб-квартире ООН состоится новое значительное мероприятие - совещание министров обороны по вопросам миротворческой деятельности ООН. Остается только надеяться, что Россия по сей раз там будет представлена достойно.

Активизация миротворческой деятельности на международном уровне позволит России занять должное место в разрешении различных конфликтов, политических, военных и геополитических проблем, а также повысить собственный имидж в международном информационном пространстве. Но для этого необходимо проанализировать вышеуказанные проблемы и принять меры к их устранению.

 

Лавров Сергей Вадимович, президент

Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН

 

26 февраля 2019 г.