Проект 1999 года

КОНЦЕПЦИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА

1. Приоритетное направление внешней политики. Миротворчество как вид международной активности и реалия внешней политики существует в современном понимании немногим более 50 лет. Прежде, в период противостояния двух систем, участие СССР в миротворческих операциях было частью соревнования с Западом и (с точки зрения последнего) подтверждением би-полярности и "объективности" проводимых операций. Для нашей страны миротворчество в том виде было второстепенным средством подтверждения своего авторитета в мире, так как основные усилия сосредоточивались на непосредственном участии в формировании внешней политики ряда зарубежных стран.

1.1. Участие в миротворческих операциях сейчас оказывается для России едва ли не единственным средством распространения своего влияния в других регионах мира. Поэтому необходимо участие России в миротворческой деятельности под эгидой ООН, ибо это лучший способ демонстрации своих национальных интересов и потенциальных возможностей. Параллельно с этим нужно развернуть в российской прессе кампанию по созданию нового типа "героя нашего времени" в образе миротворца. Это российский солдат/офицер, несущий народам мир, но не силой оружия, а своим присутствием, своим авторитетом останавливающий кровопролитие и междоусобицы.

Участие России в миротворческих операциях может быть оправдано только в том случае, когда весь комплекс политических, гуманитарных и экономических мер исчерпан. При этом миротворческие операции должны иметь конкретные цели и проводиться в строгом соответствии с Мандатом ООН.

1.2. Распространенное мнение о высокой затратности миротворческой деятельности необходимо изменить, введя доступное понятие "упущенной выгоды" от неучастия в ней. Миротворчество - это, в известной мере, рекламная акция, демонстрирующая потенциал, возможности страны-миротворца, интеллект и "человеческий материал" народа, ее населяющего. Участвуя в миротворческих операциях, Россия утверждает себя на международной арене и свои достижения в технической и гуманитарной областях на мировые рынки.

Стереотипное представление о нерентабельности миротворчества может и должно быть разрушено путем продвижения государственной "Программы участия России в снабжении рынка товаров и услуг, потребляемых ООН", в том числе и на цели миротворчества.

Реализация такой программы позволит не только в значительной степени пополнить государственный бюджет, но также создать специальный Президентский фонд финансирования миротворческих операций, способный привлекать внебюджетные средства, в том числе и частные пожертвования.

Провозглашение миротворчества государственной политикой России обеспечит укрепление ее международного авторитета.

Основными целями этой политики должно стать:

1. Сохранение прямого влияния на Миротворческие Миссии ООН на территориях стран СНГ и в других регионах.

2. Восстановление миротворческого механизма ООН/ОБСЕ как единственного соответствующего нормам международного права средства разрешения международных споров и предотвращения военных конфликтов, с перспективой создания миротворческих сил ООН.

3. Вхождение в рынок "миротворческих товаров и услуг" как дополнительный стимулятор развития отечественного производства и пополнения бюджета.

4. Использование миротворчества в качестве базиса Программы воспитания молодежи в духе патриотизма и миролюбия. (Программа состоит из двух ступеней, соответствующих средней и высшей школе. Первая ступень уже разработана и внедряется. Вторая - в процессе разработки).

2. Основные принципы участия в миротворческой деятельности ООН. Для того чтобы миротворческая деятельность приносила положительные политические и экономические результаты, необходимо в основу национальной концепции миротворчества, кроме основных положений Устава ООН, положить следующие принципы:

2.1. Принцип полезности. Участие России в каждой отдельной миротворческой операции должно быть предметом обсуждения Совета безопасности страны. Решение на участие должно основываться на глубокой и всесторонней оценке комплекса политических условий, связанных с предстоящей миротворческой операцией и ее важности для России.

2.2. Принцип экономической обоснованности. Участие в миротворческой деятельности не должно подрывать бюджет государства. Необходима реалистическая оценка наличия ресурсов, достаточных для проведения операций.

2.3. Принцип профессионализма. В миротворческих операциях должны использоваться наряду с элитными частями ВДВ, специально подготовленные и натренированные подразделения "Национального гуманитарного миротворческого корпуса" (см. пункт 3). Этот корпус должен формироваться преимущественно из резервистов и офицеров запаса, имеющих опыт участия в миротворческих операциях.

2.4. Принцип контроля. Действия миротворцев должны контролироваться руководством страны, равно как их материальная и техническая обеспеченность и постоянная готовность к выполнению поставленных задач.

2.5. Принцип информирования.

Тема миротворчества может и должна в значительной степени вытеснить в средствах массовой информации темы криминала и насилия и восстановить утраченный образ положительного героя, столь необходимый для воспитания молодежи.

3. Основные компоненты государственного миротворческого механизма

3.1. Управление миротворческих операций.

Управление миротворческих операций при Администрации Президента РФ создается с целью выработки единого государственного подхода к оценке форм и методов миротворческих операций и координации работы МИД, комитетов по Обороне и по международной политике Государственной Думы по определению первоочередных задач и долгосрочной политики в области миротворчества. Работа управления должна начаться с определения единой и согласованной с Международным сообществом системы терминологии миротворчества.

3.2.. Национальные миротворческие силы.

Силам и средствам МО и других государственных структур, в настоящее время применяемым в миротворческих операциях, должен быть придан официальный статус Национальных миротворческих сил.

НГМК, созданный как неправительственная организация, должен гармонично вписаться в общую структуру НМС на правах важного компонента, отвечающего за проведение комплексных превентивных миротворческих операций чисто гуманитарного характера.

3.3. Национальный гуманитарный миротворческий корпус (НГМК)

НГМК создается как неправительственная организация невоенного, неполитического и нерелигиозного характера. Инициатором формирования национального гуманитарного миротворческого корпуса выступает самостоятельная неправительственная организация: Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН при поддержке Института устойчивого развития, региональной молодежной общественной организации содействия миротворческой деятельности "Миротворец" и ряда других общественных организаций, разделяющих ее цели.

ВЫВОД:

Для координации миротворческой деятельности на новом уровне и в новом формате необходимо:

1. В рамках Администрации Президента России создать Управление миротворческих операций.

2. Принять Национальную концепцию миротворчества.

3. Придать силам и средствам, применяемым в миротворческой деятельности ООН и ОБСЕ, статус Национальных миротворческих сил.

4. Россия должна незамедлительно инициировать переговорный процесс по вопросу взаимодействия с формируемым Европейским миротворческим корпусом быстрого реагирования и участия в разработке проекта Групп быстрого реагирования ОБСЕ.

5. На государственном уровне поддержать введение в систему образования предмета "Миротворчество" как основополагающей дисциплины курса Устойчивого развития регионов, разработанного Институтом устойчивого развития.

 

Сергей Лавров Президент МООВММООН Виктор Тарусин Вице-президент МООВММООН