СПРАВОЧНО
ПОЛИТИКА США В ОБЛАСТИ МИРОТВОРЧЕСТВА
Военно-политическое руководство Соединенных Штатов, учитывая возрастание значения миротворческих операций для продвижения американских интересов в быстро меняющейся международной обстановке, стремится принимать в них активное участие. Действия вооруженных сил США в составе многонациональных формирований под флагом миротворческих операций позволяют Вашингтону решать ряд важнейших внешнеполитических задач:
- придавать законный характер вооруженным акциям против государств, политика которых неприемлема для Соединенных Штатов;
- перекладывать при необходимости на ООН и другие международные структуры политическую ответственность за возможные неудачи или негативные последствия применения военной силы в тех или иных регионах мира;
- компенсировать финансовые затраты, связанные с обеспечением деятельности своих ВС в зонах конфликтов, за счет других государств или из бюджета ООН;
- сокращать потери своих войск.
В связи с расширением участия вооруженных сил США в миротворческих акциях руководство США все чаще сталкивается с проблемами, вызванными несовершенством американского законодательства в этой области. Попытки разработать и принять специальные законы, четко регламентирующие порядок и условия привлечения к ним военнослужащих ВС США, пока результатов не дали. Вследствие этого в обозримом будущем до принятия соответствующего законодательства администрация и конгресс США будут следовать сложившейся практике юридического оформления применения американских войск под эгидой ООН.
Нормативно-правовая основа участия вооруженных сил США в миротворческих операциях включает ряд директивных документов исполнительной власти, главным из которых является президентская директива № 25 (РDD-25 от 1994 года) "Об основных направлениях политики США в области реформирования многосторонних миротворческих операций".
Данный документ охватывает различные аспекты политики Вашингтона в сфере миротворчества. В нем, в частности, отмечается, что подобная деятельность является одним из инструментов предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, прежде чем они перерастут в прямую угрозу национальной безопасности США. Кроме того, отмечается, что миротворческая деятельность способствует продвижению американских национальных интересов в политической и экономической областях.
В этом документе определены критерии, соответствие которым делает возможным рассмотрение вопроса о выделении американских воинских контингентов для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН и других международных организаций. К таким критериям в США относят:
- существование реальной угрозы миру и безопасности;
- участие США в операции соответствует американским интересам, а степень угрозы для жизни американских военнослужащих является приемлемой;
- наличие у США необходимых людских, технических и финансовых ресурсов для того, чтобы принять участие в данной конкретной операции;
- участие США в операции будет способствовать ослаблению напряженности в том или ином регионе;
- наличие предпосылок для постановки американским войскам ясной и четкой задачи, определения условий и ориентировочных сроков продолжительности операции;
- соответствие системы управления американскими войсками со стороны командования многонациональной группировкой взглядам официального Вашингтона.
Директива РDD-25 предусматривает концепцию "разделенной ответственности" за проведение миротворческой деятельности в администрации США.
В рамках данной концепции, ответственность за финансирование и управление миротворческими операциями ООН определяется в зависимости от того, требуется ли участие боевых частей США и на сколько высока степень вероятности ведения боевых действий.
Государственный департамент США осуществляет основное руководство и несет ответственность за финансирование тех миротворческих операций, предусмотренных Главой VI, в которых не участвуют боевые части ВС США.
Министерство обороны США осуществляет управление и несет ответственность за финансирование тех миротворческих операций, предусмотренных Главой VI, в которых участвуют боевые части ВС США, а также за все операции по установлению мира, предусмотренные Главой VII Устава ООН.
Положения о разделенной ответственности распространяются на все миротворческие операции ООН, за исключением тех случаев, когда по распоряжению президента отдельная операция организовывается и финансируется каким-либо другим образом.
В ряде других законодательных актов, связанных с выполнением обязательств США по международным договорам и соглашениям, содержатся отдельные положения с юридическим обоснованием использования американских военнослужащих в миротворческих операциях.
Очевидно такой подход к организации и проведению миротворческой операции можно принять и в России.
Фактически в США сложился следующий механизм принятия решений о направлении американский войск для участия в миротворческих операциях.
Президент предварительно консультируется по этому вопросу с ведущими членами конгресса, после чего, согласно Закону о военных полномочиях, официально уведомляет законодателей о своем решении. В послании конгрессу президент указывает задачи, поставленные войскам, их численность, вооружение, срок пребывания в районе операции, условия применения оружия.
Конгресс утверждает решение президента путем принятия резолюций, в которых одновременно определяется порядок финансирования американских войск, участвующих в миротворческих операциях.
Президент, в зависимости от складывающейся обстановки, может вносить коррективы в принятые им решения об использовании ВС США в миротворческих операциях, которые оформляются в виде указов с информированием об этом Конгресса.
На основе вышеуказанных законодательных актов общеполитического характера разработан ряд ведомственных нормативных документов.
В 1994 году изданы специальный Полевой устав FМ 100-23 "Миротворческие операции", а также Наставление объединенного штаба КНШ ВС США по организации и проведению миротворческих операций.
Кроме того, в основной полевой устав сухопутных войск США FМ 100-5 (1993 год) включены специальные разделы, посвященные различным аспектам участия военнослужащих ВС США в миротворческих операциях.
В главе 13 этого устава, в частности, содержатся следующие положения: "операции по поддержанию мира осуществляются в поддержку дипломатических усилий по сохранению мира в районах потенциальных конфликтов. Они не дают разрастаться конфликту между враждующими сторонами и требуют согласия на проведение всех вовлеченных в конфликт сторон. США могут участвовать в операциях по поддержанию мира в одностороннем порядке или по просьбе ООН с другими странами. Американский военный персонал может использоваться в качестве беспристрастных наблюдателей как часть международных сил по поддержанию мира, выполнять контрольные функции наблюдателей и оказывать иную помощь".
"... Эти операции осуществляются после дипломатических переговоров, устанавливающих мандат сил по поддержанию мира. Обычно в нем определяются состав и вид сил, выделяемых каждой участвующей страной, а также указываются сроки и условия, налагаемые на присутствие войск или выполнение ими своей задачи, и четко перечисляются функции, которые эти войска будут выполнять.
Силы по поддержанию мира своим физическим присутствием в наиболее напряженных районах предотвращают применение насилия. Они ведут сбор информации с использованием постов наблюдения, путем патрулирования и воздушной разведки".
"Операции по установлению мира - представляют собой вооруженное вмешательство с целью поддержки дипломатических усилий по восстановлению мира или по созданию условий для размещения сил по поддержанию мира между враждующими сторонами, которые могут быть втянуты в боевые действия. Установление мира предполагает применение силы или угрозы ее использования с целью вынудить враждующие стороны прекратить вооруженную борьбу или отказаться от насильственных действий. Поэтому части и подразделения, привлеченные к действиям по установлению мира, не могут во всех случаях соблюдать объективный нейтралитет. Они должны быть готовы применить боевую мощь для восстановления порядка, разъединения враждующих сторон и создания условий, способствующих поддержанию гражданского порядка и дисциплины".
Нам это все еще предстоит разработать. Но до тех пор, пока не будет создан постоянный рабочий орган при Президенте России, курирующий эти вопросы, ничего разработано не будет. Оставив эти вопросы только на откуп военным, положительных результатов можно не дождаться.
Администрация США предпринимает попытки расширить свою вовлеченность в миротворческую деятельность ООН и за счет применения других форм американского участия, к числу которых относятся, например, значительное увеличение количественного представительства США в контингенте гражданской полиции миротворческих операции ООН.
Курс на расширение численности американских полицейских в операциях ООН по поддержанию мира взят Соединенными Штатами в начале 2000 года, когда была принята президентская директива № 71 (РDD-71) "Об усилении роли правоохранительных органов в обеспечении миротворческих и других операций чрезвычайного характера".
Указанное решение американской администрации направлено в первую очередь на повышение эффективности действий гражданского полицейского компонента в многонациональных операциях, проводимых под эгидой ООН, НАТО, ОБСЕ и других региональных организаций.
Американские специалисты отмечают, что обычные полицейские, которыми традиционно укомплектовывались соответствующие контингенты миротворческих операций, как правило, не обладают навыками выполнения вышеназванных задач. Более того, целесообразно, чтобы такого рода деятельность осуществляли не отдельные служащие гражданской полиции, а заранее подготовленные и слаженные специальные подразделения "жандармского" типа.
Наконец, особое значение для обеспечения успеха всей миротворческой операции приобретает восстановление в стране или регионе, в котором она проводилась, эффективно действующих правоохранительных структур, способных сохранить мир и безопасность после завершения "активной" фазы действий миротворцев.
Представители администрации США особо подчеркивают, что такое восстановление институтов правопорядка в той или иной стране в полной мере соответствует американским национальным интересам - от экономических и гуманитарных до обеспечения безопасности американских граждан. Восстановление правоохранительной системы государства не только способствует поддержанию региональной стабильности, но и обеспечивает задержание преступных элементов - организаторов террористической деятельности, наркобизнеса, незаконной торговли оружием, международной организованной преступности.
Весьма примечательно, что директива президента США РDD-71 фактически обосновывает складывающуюся в последнее время тенденцию резкого увеличения доли представителей Соединенных Штатов в структурах гражданской полиции ООН. В рамках реализации директивы РDD-71 администрация США намерена создать специальный полицейский резерв, подготовленный для участия в миротворческих операциях, и довести его численность (с учетом необходимости замены на ротационной основе уже действующих в операциях ООН гражданских полицейских) до 2 тыс. человек.
При этом если ранее участие Соединенных Штатов в миротворческих операциях ООН было более чем скромным, поскольку национальное законодательство запрещает постановку частей и подразделений вооруженных сил США под "иностранное" командование, то в настоящее время Соединенные Штаты вышли в число государств - лидеров по предоставлению своего персонала для операций по поддержанию мира, а по количеству выделенных ООН служащих гражданской полиции США занимают первое место.
Такое положение дел дает Соединенным Штатам "моральное право" фактически выступить с новой международной миротворческой инициативой (которая и содержится в тексте директивы), обеспечив формирование политики ООН и других международных организаций в этой области в выгодном для себя направлении. В частности, США намерены не только расширить объем и усовершенствовать структуру подготовки собственных полицейских подразделений, но и разработать специальные программы оказания помощи в подготовке специалистов других стран, которая, естественно, будет осуществляться по американским моделям и стандартам. Соединенные Штаты планируют "усилить" соответствующие структуры ООН и других международных организаций за счет введения в их состав своих представителей. Американцы также рассчитывают добиваться принятия этими организациями выгодных для себя решений по различным аспектам "полицейского миротворчества".
Особое значение также приобретает организация эффективного взаимодействия военного и полицейского компонентов операции для "закрепления" достигнутого успеха.
Это еще раз подчеркивает неспособность одним министерством обороны решать весь комплекс задач миротворческой деятельности.
Что касается других форм участия Соединенных Штатов в миротворческой деятельности, которые позволяют им воздерживаться от выделения в состав операции значительных людских ресурсов, но вместе с тем сохранять за собой контроль за ее ходом, а также занимать лидирующие позиции по всем политическим аспектам мирного урегулирования конфликтной ситуации.
Масштабы и основательность деятельности министерства обороны США по обустройству войск на Балканах позволяют с большой степенью достоверности сделать вывод о том, что американские войска пришли сюда надолго. Этот вывод подтверждается также фактом включения частей и подразделений ВС США в регионе в долгосрочные (до 2005 года) планы ротации американских воинских контингентов за рубежом.
В целом присутствие ВС США на Балканах все в большей степени ориентируется на решение политических задач, связанных с ужесточением конкуренции между Вашингтоном и Европейским союзом за контроль над регионом. Возможно, по мере становления оборонных структур ЕС, будет усиливаться соперничество с европейцами за руководящие посты в системе управления объединенной группировкой. В этом случае американцы могут воспользоваться испытанным инструментом удержания лидерства - искусственным разжиганием в регионе конфликтов на этнической и религиозной почве. Тем более, что объективные основы для этих конфликтов продолжают сохраняться не только в СРЮ и БиГ, но и в граничащих с ними государствах.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что Вашингтон и его ближайшие союзники под предлогом неэффективности существующей практики миротворчества ООН предпринимают целенаправленные шаги по усилению своего контроля за деятельностью штаб-квартиры этой организации. При этом в целом прозападная направленность политики ООН в сфере миротворчества и финансовая зависимость этой организации от США позволяют американцам в существенной степени воздействовать на эту сферу деятельности международного сообщества.