Главная » 2020 » Май » 22 » Из воспоминаний военного наблюдателя ООН
14:32
Из воспоминаний военного наблюдателя ООН

ГЕЙЗЕРВ ПУСТЫНЕ. Память возвращает нас на 40 лет назад.

Запись в дневнике на Синайском полуострове в 1979 году. Однажды после патрулирования на вертолете сил ООН на юге Синая я заметил на востоке пар и дым. Написал несколько строк: «В районе поста -34 видел интересный фонтан-гейзер. Вода бьет из земли, вокруг расходится пар, как будто дым. Посетить его нет возможности, хотя он и в 200 м от нашего маршрута (фонтан находится на израильской стороне)». В один из дней мы патрулируем с американским майором Ламмерсом в зоне ответственности индонезийского батальона. Вначале ознакомились с бывшей израильской позицией зенитных ракет «Хок», затем поехали посмотреть сбитый египетский вертолет. Американец сделал несколько снимков. Взглянули на остатки и хлам войны: в один ряд лежали противотанковые гранаты для гранатомета, рядом кассета от вертолета на 16 НУРС. Взяли сувениры –гильзы разных калибров. Направились к позиции 22. Я остался в машине, а напарник пошел в израильскую палатку спросить разрешения поехать посмотреть гейзер, расположенный на израильской стороне, всего в 5 км южнее. Дело в том, что советским наблюдателям не разрешалось пересекать линию прекращения огня в связи с приостановкой дипломатических отношений с Израилем после войны 1967 года. Американец быстро восстановил «дипломатические отношения». Берем израильского капитана Хаима, вооруженного пистолет-пулеметом «Узи», пересекаем линию разъединения и едем по хорошей асфальтовой дороге к источнику, разговаривая о жизни. Желание увидеть природный источник заслоняло тревогу и запретную инструкцию о пересечении линии разъединения войск. Подъехали к источнику, там находилось несколько машин и много израильских солдат, большинство из них купалось в теплом минеральном водоеме. Русский и американец приблизились к группе солдат, появились смешки и непонятные возгласы. Капитан Хаим провел политбеседу, и все сразу же прекратилось. Капитан предложил посмотреть источник. Втроем мы подошли к гейзеру поближе. Перед нами чудо природы: горячий фонтан вырывается метров на 30 вверх под давлением из земли, с шумом устремляясь ввысь. Температура воды около 80 градусов С (176 градусов по Фаренгейту).Американец тихо сказал мне, что нас издали много раз сфотографировали, несколько солдат сфотографировалось у нашего джипа на фоне флага ООН .Несколько минут мы любовались чудом природы. Капитан предложил нам искупаться, но мы вежливо отказались и, попрощавшись, уехали. Как говорится, никаких происшествий не случилось. К 12 часам уже завершили патрулирование, но нас ждало новое приключение.

.КОЛОДЕЦ НА БЕРЕГУ КРАСНОГО МОРЯ«Красное море, акулья уха», –сказал поет Николай Гумилев. На Синае у военных наблюдателей ООН трудовой день топографической картой начинался и картой же заканчивался .Патрулирование закончено, едем на север по прибрежной дороге, слева волнуется Красное море. Внимательно изучаю карту и нахожу на ней топографический знак колодца (по-арабски –«бир’», позже мой коллега-арабист сказал мне, что в конце слова «бир» необходимо поставить апостроф). Предлагаю американцу повернуть к морю и осмотреть колодец, рядом с которым на карте обозначен фруктовый сад. Сворачиваем к Красному морю: местность ровная, ниже уровня моря, заболочена, везде выступает соль. Кроме того, местность заминирована, везде колючая проволока. Имеется несколько проходов, по ним давно кто-то ездил. Выбрали кратчайшее направление, проехали километра три. Встречаем бедуина, выходим из машины, и я спрашиваю по-арабски, где бир-колодец.–Феин бир? Бир фи? –Где колодец? Колодец есть?–Фи, шуф, –ответил бедуин (есть, посмотри).Сын пустыни любезно показывает нам свой колодец. Перед нами обыкновенная яма, накрытая бочкой и обложенная верблюжьими колючками. Рядом с колодцем натянута палатка бедуина, в ней –две жены и куча детей. Рядом посажены молодые пальмы. Я спросил собеседника, где же находится большой бир-колодец. Бедуин махнул рукой на север (шемаль).Поехали смотреть главный колодец. Подъезжаем к пальмовой роще –еще одна миля, и мы у цели. Но не тут-то было.

Вместо того чтобы объехать пальму справа, мой напарник огибает древо с широколистною главой слева –попали на пляж и застряли в песке. Все наши старания выбраться из «песчаного моря» не увенчались успехом. Поднимали военный джип домкратом, откидывали песок лопатой, подкладывали доски, стелили пальмовые ветки –а воз и ныне там. Каждый раз продвигались на два метра, машина снова садилась на брюхо, и все начиналось сначала. От напарника слышу постоянно лишь одно слово –дегидратация (обезвоживание). Наконец все доски сломались. Связались по радио с соседним постом СР-1, попросили приехать выручить. Дали координаты. Помощь пришла быстро, французский капитан долго возмущался нашим безрассудством –а мы безмолвствовали. Копались еще час  и, в конце концов, выбрались. Всего провозились в песке под солнцем четыре часа. Я был в шортах и в рубашке с коротким рукавом –покраснел как рак. Больше шорты я никогда не одевал. На посту в аптечке нашлась хорошая мазь от ожогов, и к утру все прошло. А ночью мне снились колодец, до которого мы так и не добрались, пальмы и сад с апельсиновыми и лимонными деревьями на берегу Красного моря. Позже, когда я брал в руки подробную топографическую карту, то обращал внимание на колодец и сад. Но больше нарушать инструкцию не стал –разрешалось ездить только по установленным маршрутам. Соблазн прошел: ангел победил шайтана .Нельзя не вспомнить ностальгические лермонтовские слова :«И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной/ Она прохожего в пустыне/ Широколиственной главой?»

Анатолий Исаенко Ветеран-миротворец с 1973 года

Просмотров: 611 | Добавил: mildip | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar