21:34 С НОВЫМ 2025! | |
ПРЕДНОВОГОДНЯЯ ЧЕЛНОЧНАЯ ОДИССЕЯ Рассказ ветерана-миротворца ООН
Перед Новым годом мы всегда вспоминаем то необычное, что происходило с нами в те дни в прошлом на земле и в воздухе, а иногда и на разных континентах. После четвертой арабо-израильской войны 1973 года я попал в Египет, где в течение пяти лет проходил службу военным наблюдателем ООН в Органе ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП - UNTSO). В это время на Ближнем Востоке нас было только 36 советских офицеров. В соответствии с Положением об операции ООН, военный наблюдатель должен был периодически менять место своей службы - совершать ротацию внутри миссии. Поэтому меня и еще пятерых моих коллег в начале 1975 года перевели в город Дамаск (Сирия) в Смешанную израильско-сирийскую комиссию по перемирию (ISMAC). Однако Каир нас не забывал, особенно когда было много работы в зоне Суэцкого канала. Как раз было подписано очередное соглашение о разъединении египетских и израильских войск на Синайском полуострове. Наблюдатели ООН, находившиеся в Каире, регулярно проводили инспектирование войск на восточном берегу Суэцкого канала, а также инспектирование зенитно-ракетных позиций на западном берегу канала. Миротворцев для инспекций не хватало. Поэтому было принято решение привлекать для инспекций на Синае военных наблюдателей, находившихся в Дамаске. Для этого их из Дамаска перебрасывали самолетом в Исмаилию (Египет), где они проводили две инспекции. После этого "сирийские" миротворцы снова возвращались в Дамаск. В декабре 1975 года в день солнцеворота я, мои коллеги Николай Королев и американский лейтенант военно-морского флота отправляемся самолетом в Египет. Летим над Ливаном, пролетаем долину Бекаа, вдали виден Баальбек и его шесть золотистых мраморных колонн (И. Бунин). Через какие-нибудь полчаса посадка в Бейруте. Зашли в здание аэровокзала. Кругом пусто, грязно, пассажиров нет. Вокруг бородатые люди с автоматами в руках. В Ливане тогда началась гражданская война. В аэропорту работал книжный киоск, и я купил книгу о Лоуренсе Аравийском. Снова взлетаем. Пролетев над Средиземным морем и Суэцким каналом, приземляемся на аэродроме египетского города Исмаилии. В Группе военных наблюдателей ООН на Синае нас встретили хорошо. Мы, как обычно, провели две инспекции, помогли своим коллегам в Египте. Настало время возвращения. Ничто не предвещало осложнений. Садимся в машину, чтобы ехать на аэродром. Нас повез дежурный военный наблюдатель Исмаильского контрольного центра ОНВУП. Проехали полпути, по радио поступает указание от оперативного дежурного возвращаться назад. Ничего не поделаешь. Наверное, что-то произошло с самолетом, подумали мы. Возвращаемся назад. На следующий день история повторилась. Мы снова выехали на аэродром и снова вернулись с полдороги. Нас это не обескуражило. Кажется, в череде забот появилось свободное время. Мой коллега Николай разыскал удочки, собрал группу желающих порыбачить и пошел на Суэцкий канал ловить рыбу. Я обнаружил местный краеведческий музей, и пошел туда со своим коллегой американцем. После посещения музея мы побывали на английском военном кладбище, где были похоронены погибшие во время боевых действий в Северной Африке участники Второй мировой войны. Через несколько дней мы совершаем еще одну попытка вылететь в Дамаск. На аэродроме в Исмаилии стоит уже заправленный транспортный самолет. Мы все втроем спешим к нему. Как сейчас помню, в небольшом салоне установлено два ряда кресел. В первом ряду сидит канадский генерал с супругой и двумя дочерьми. Кажется, ничего не предвещает осложнений. Завязался вежливый разговор, канадцам интересно поговорить с "аборигенами Синая" - двумя русскими майорами. Самолет выруливает на старт, разгоняет двигатели..., но тут же гасит обороты и возвращается на стоянку. Нам сообщают, что неисправна гидравлическая система, и, если до 12 часов дня систему не исправят, то рейс будет отменен. Самолет не исправили, и мы снова остались на месте. Наш американский коллега на этот раз не выдержал и решил ехать в Дамаск сухопутным путем. На попутной машине он доехал до Иерусалима, затем добрался до Контрольного центра ООН на Тивериадском озере, затем на следующий день, перехав через Голанские высоты, прибыл к себе домой в Дамаск. По прибытии на место он радостно передал нам по рации Новогоднее поздравление и пожелание скорейшего возвращения. Мы с Николаем ждем следующего рейса. От нечего делать я пошел в библиотеку миротворческого контингента ООН. На книжной полке обнаружил на английском языке книги Солженицына и Пастернака «Доктор Живаго». В книге "Архипелаг ГУЛАГ" я нашел несколько строк о наших соотечественниках, попавших в Северную Африку во время второй мировой войны: "...и еще с 1943 были какие-то отбившиеся ни на кого не похожие потоки вроде "африканцев", долго так и называвшиеся в воркутинских строевиках. Это были русские военнопленные, взятые американцами из армии Роммеля в Африке... И эти "африканцы" жили в Воркуте: их не охраняли, но без пропусков они не могли сделать по Воркуте ни шагу, а пропусков у них не было; им платили зарплату вольнонаемных, но распоряжались ими как заключенными. А особое распоряжение так и не шло. О них забыли...". За три дня до Нового года делаем четвертую попытку вылететь в Дамаск. Самолет взлетает, идет строго на север вдоль Суэцкого канала. Вместе с нами на борту самолета находятся два шведских офицера и несколько австрийских военнослужащих из состава вторых Чрезвычайных вооруженных сил ООН. Шведы везут на вешалках в больших целлофановых пакетах свои военные мундиры с наградами. Самолет проходит точку в море и берет курс на Бейрут. Через некоторое время наблюдаем Благодатный полумесяц и еле различаем в дымке столицу Ливана. Мы уже в Азии! Но что происходит? Самолет разворачивается и ложится на обратный курс.Через пять минут радист сообщил нам, что в Дамаске нелетная погода - внезапно поднялась песчаная буря, и мы возвращаемся снова в Африку, в Египет. На обратном пути мы не видели ни Суэцкого канала, ни земли. Дул сильный ветер, поднялась песчаная буря, все находилось в песчаной мгле, «вьюга смешала землю с небом». Самолет скрипел, будто старая колымага, его бросало из стороны в сторону, как картонную коробку. Казалось, что он вот-вот перевернется. Перед глазами возникла картина падения в ливийских песках самолета знаменитого французского летчика Сент-Экзюпери. Подлетев к аэродрому в Исмаилии, мы сделали над ним три круга, и с сильным ударом о землю приземлились. На этот раз нас начали узнавать везде, куда бы мы ни приходили. Тогда в Чрезвычайных силах ООН находилось 8 батальонов, в том числе индонезийский, ирландский, польский, шведский, финский, канадский и другие. Мы добровольно включились в работу местного миротворческого контингента, участвовали в патрулировании и инспектировании, днем и ночью перегоняли машины по понтонным мостам на противоположный берег Суэцкого канала, сопровождали к месту переправы важных персон (VIP). Брались за любую работу. За активную работу, "выходящую за рамки обычного выполнения воинского долга" (above and beyond the call of duty), начальник Исмаильского контрольного центра своим приказом объявил нам благодарность. До Нового года оставалось три дня. Теперь нам все сочувствовали. Все это время казалось, что «трое суток не снимал я гимнастерки, трое суток не расстегивал ремень». Наконец, утром 31 декабря 1975 года нам сообщили, что набралось много пассажиров, и командование контингента ООН выделяет большой самолет. На этот раз мы взлетаем окончательно. Кажется, сбываются когда-то сказанные слова: «Из Египта позвал я сына своего». Самолет приземлился возле священного града Иерусалима, все пассажиры на 40 минут прошли в зал ожидания, а мы с Николаем остались в самолете, несмотря на наши дипломатические паспорта, и на удостоверение ООН. Дело в том, что тогда у нашей страны не было дипломатических отношений с Израилем. И мы не могли находиться на территории Израиля. Через год этот казус холодной войны благодаря нашей дипломатии и миротворцев был устранен. Только к вечеру прилетели в Дамаск, доложили руководству миссии ООН о ходе деятельности и добрались домой. Предновогодняя челночная одиссея закончилась. Кажется, сбываются слова поручика М.Ю. Лермонтова: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!». Дед Мороз (Вячеслав Макаров) поздравил нас с Новым 1976-м годом.
Подготовил Анатолий Исаенко, З-68 Ветеран-миротворец с 1973 г. Участник боевых действий в Египте (1968-1971)
| |
|
Всего комментариев: 0 | |