Главная » 2018 » Май » 28 » Статья в Независивой газете к международному Дню миротворцев ООН
11:45
Статья в Независивой газете к международному Дню миротворцев ООН

Россия должна заявить о себе как о стране-миротворце

Почему Москва самоустраняется от участия в миссиях ООН

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Вадимович Лавров – президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН.

 

Тэги: оон, миротворчество, операции, география, россия

Обращение по случаю Международного дня миротворцев Организации Объединенных Наций 29 мая 1948 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций санкционировал учреждение первой миротворческой операции – Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. По случаю 70-й годовщины этого события мы выражаем нашу благодарность более миллиону мужчин и женщин, которые служили и служат под флагом ООН во имя спасения жизни многих и многих людей. Мы чтим память более 3700 голубых касок, которые погибли, выполняя свой долг. Мы воздаем должное персоналу 14 миссий, который неустанно работает ради защиты людей и укрепления дела мира. В этом году я проведу Международный день миротворцев ООН в Мали в знак выражения моей солидарности с нашими сотрудниками, которые несут большие потери, работая в чрезвычайно неустойчивой обстановке. Признавая примеры самоотверженного служения долгу в самых разных странах мира, я твердо намерен принять меры в поддержку миротворческой деятельности – меры, направленные на то, чтобы сделать наши операции, осуществляемые в сложных условиях сегодняшнего дня, более безопасными и эффективными. Мы также привержены тому, чтобы повысить ту важную роль наших сил, которую они должны играть в деле поощрения прав человека и в борьбе с сексуальной эксплуатацией и сексуальными надругательствами. Миротворческая деятельность ООН – это надежная инвестиция в мир, безопасность и процветание во всем мире. Давайте вместе обязуемся сделать все, что в наших силах, для того чтобы эта миссия увенчалась успехом. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш

оон, миротворчество, операции, география, россия Российский (слева) и канадский военные наблюдатели ООН на Синае, 1982 год. Фото автора

Одним из важных аспектов деятельности ООН является миротворчество. В 1948 году был учрежден Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке, положив начало миротворческой деятельности организации. В этом году 29 мая все прогрессивное человечество будет отмечать и 70-летие миротворческих операций.

За этот период ООН провела 71 операцию по поддержанию мира (ОПМ). Под ее флагом прошли службу более 1 млн мужчин и женщин. Сегодня ООН проводит 14 операций по поддержанию мира на четырех континентах. В ОПМ задействованы три основных компонента: международные миротворческие силы (военный контингент), военные наблюдатели (теперь их еще называют военными экспертами) и гражданские полицейские. Для работы также привлекаются гражданские служащие. Всего в настоящее время задействовано более 100 тыс. военнослужащих (в составе международных миротворческих сил и в качестве военных наблюдателей-экспертов), полицейских и гражданских сотрудников из 125 стран.

По данным на март  этого года в миссии ООН было направлено: военных наблюдателей – 1316 (из них 138 женщин), офицеров штаба – 1918 (164), полицейских – 10 679 (1146), военнослужащих в составе контингентов – 77 145 (2880). Итого – 91 050 (4335 женщин). За это время погибли 3718 участников миротворческих миссий ООН.

Военных наблюдателей ООН называют голубыми беретами. В отличие от них военный контингент, принимающий участие в миротворческих операциях, называют голубыми касками. Голубые береты – это военные дипломаты в звании от капитана до подполковника, «глаза и уши ООН». Они несут службу без оружия.

Голубые каски имеют легкое вооружение, которое они могут применять только для защиты местного населения и в целях самообороны. Необходимо подчеркнуть, что миротворческие силы не предназначены для ведения боевых действий при проведении операций по поддержанию мира. А вот при проведении операций по принуждению к миру они могут располагать тяжелым вооружением, и ведение боевых действий в этом случае предусматривается мандатом ООН.

Своих миротворческих сил на постоянной основе ООН не имеет. При принятии решения о начале миротворческой операции 125 странам – членам ООН предлагается направить свои военные контингенты в состав международных миротворческих сил. Под военным контингентом понимаются обычные военные части и подразделения, личный состав которых, как правило, проходит службу в своих странах по спецпрограмме миротворчества.

Миротворчество ООН постоянно эволюционирует. Если основной задачей первых миссий было наблюдение за выполнением условий перемирия, то современные ОПМ стали многофункциональными. В их задачи теперь входят защита гражданских лиц, разоружение бывших участников боевых действий, защита прав человека, обеспечение верховенства права, содействие проведению свободных и справедливых выборов, гуманитарное разминирование и др.

В 1988 году Силам ООН по поддержанию мира была присуждена Нобелевская премия мира. Но несмотря на масштабы миротворческих операций, их бюджет составляет менее 0,5% от общемировых военных расходов.

Вклад в миротворчество ООН вносит и Россия, несмотря на то, что мы отстаем от мирового сообщества как в теории, так и в практике миротворчества на 25 лет. Церемония вручения первой группе советских офицеров голубых беретов и шарфов – обязательных атрибутов формы одежды военнослужащих ООН – состоялась только 25 ноября 1973 года в Каире.

С апреля 1992 года в истории миротворческой деятельности России начался новый этап: она стала участвовать в операциях в качестве голубых касок. Хотя в настоящее время Россия не направляет свои военные контингенты для участия в миротворческих операциях ООН. В результате, по данным на март 2018 года, Россия занимает 66-е место по количеству поставляемых контингентов и 7-е – по количеству военных экспертов миротворческих операций.

В марте Россия направила в девять миссий 84 миротворцев. Из них 39 – полицейские, 40 – военные наблюдатели, 5 – офицеры штаба.

География российского миротворчества ООН следующая. 

Военный компонент (5 миссий – 40 наблюдателей и 5 офицеров штаба):

– Западная Сахара – 14 наблюдателей, в том числе 1 женщина;

– Конго – 17 наблюдателей 

(1 женщина) и 1 офицер штаба;

– район Абьей в Южном Судане – 1 наблюдатель;

– Южный Судан – 3 наблюдателя и 4 офицера штаба;

– Ближний Восток – 5 наблюдателей (в том числе 2 женщины). В Дамаске на должность старшего офицера связи взаимодействия назначена женщина-подполковник. Это пока высший пост в российском миротворчестве ООН.

Полицейский компонент (6 миссий – 39 человек): Гаити – 6; Кипр – 6 (4 женщины и 2 мужчин); Конго – 3; Косово – 2; Южный Судан – 21; Колумбия – 1 (политическая миссия).

Международное сообщество с каждым годом уделяет миротворчеству все больше внимания. Тогда как вклад России, наоборот, уменьшается. Если в конце 1995 года в различных миротворческих миссиях был задействован 1341 российский военнослужащий и 113 военных наблюдателей, то ныне – всего 45 военных наблюдателей и офицеров штаба и 39 гражданских полицейских.

Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН проанализировала состояние российского миротворчества и составила «дорожную карту» для исправления ситуации. Вот основные тезисы документа: 

1. Самоустранение РФ от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях ООН. Их участие прекращено с апреля 2012 года, после вывода авиагруппы из Миссии ООН в Южном Судане. Это негативным образом сказывается не только на получении российскими военнослужащими реального миротворческого опыта, но и на возможности России влиять на разрешение кризисных ситуаций в различных регионах, активно отстаивать свою точку зрения на текущие международные проблемы, определять будущую систему мироустройства. В этой связи рекомендовано возобновить участие российского военного контингента в составе международных миротворческих сил ООН.

2.  Критически низкое представительство российских военных экспертов (наблюдателей) в миссиях ООН. Рекомендация: увеличить их представительство, что повысит вес России в категории миротворчества.

3. Отсутствие у российских ветеранов миротворческих миссий (операций) ООН какого-либо официального статуса независимо от характера их функций. Это нивелирует престиж такой деятельности, что не способствует целенаправленному профессиональному развитию военнослужащих, не создает благоприятных условий карьерного роста в отличие от участников боевых действий или чернобыльцев, а наоборот – практически прекращает возможность дальнейшего роста действующих офицеров даже при высоком уровне профессиональных компетенций. Рекомендации: утвердить статус «Участник миротворческой операции» (ветеран-миротворец) на законодательном уровне.

4. Отсутствие межведомственного органа, координирующего деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством. Рекомендации: создать орган, который будет отслеживать тенденции в развитии теории и практики миротворчества и своевременно готовить предложения руководству страны для принятия управленческих решений.

5. Отсутствие в РФ документа «Национальная концепция миротворческой деятельности», который имеют большинство стран ООН. Это не позволяет РФ вести целенаправленную политику по данному направлению, усиливая позиции как государства – основателя ООН и постоянного члена Совета Безопасности. РФ должна иметь право громко заявлять о себе как о стране-миротворце. Рекомендации: разработать и утвердить доктринальный документ, касающийся миротворческой деятельности.

6. Критически низкий уровень престижа данного вида деятельности среди офицеров ВС РФ ввиду высоких требований к уровню подготовки на фоне отсутствия надлежащего статуса у участников миротворческих операций. По сути, в Минобороны РФ подготовка специалистов данного профиля является лишней головной болью для военно-учебного научного центра сухопутных войск и никому, кроме самих будущих наблюдателей, не нужна. Рекомендации: разработать новую систему подготовки военных и полицейских специалистов ООН на межведомственном уровне, передав приоритет в принятии ключевых решений МИДу, сохранив при этом подготовку по направлениям МО и МВД РФ.

7. Фактическое отсутствие престижа российского курса по подготовке специалистов миротворческого профиля на международном уровне. Рекомендации: восстановить престиж путем привлечения большего числа иностранных военнослужащих на обучение в РФ. Обязательным условием должно являться создание постоянного штата специалистов, ведущих подготовку по данному профилю, и минимизация административно-командной «прослойки» между курсом и заинтересованными министерствами и ведомствами РФ.

8. Полное отсутствие направления представителей МО РФ из числа высшего командного состава на руководящие должности в миссиях (операциях) ООН. Целенаправленная подготовка молодых специалистов для последующего направления от МО РФ элементарно не ведется, а действующие генералы не в состоянии приобрести необходимый уровень лингвистических навыков. Решение данного вопроса в положительную сторону изменит имидж российского офицера и генерала на международном уровне. Рекомендации: детально проработать этот вопрос, в корне изменив подход к нему.

Источник http://www.ng.ru/dipkurer/2018-05-28/9_7233_mission.html

 

Просмотров: 1010 | Добавил: mildip | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar